вторник, 11 февраля 2014 г.

Умные советы.

Как помочь ребёнку заговорить?
    Трудно переоценить роль взрослого в процессе развития речи ребёнка. Ведь речь - это не только слова, произнесённые вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует на основе языка. Это главное новообразование(достижение) раннего возраста. Общаясь со взрослым, даже на самом примитивном уровне, ребёнок уже делает обобщения. А это показатель развития сознания и мышления ребёнка.Так как мышление детей раннего возраста носит наглядно-действенный и наглядно-практический, предметный характер, то речь ребёнка включается в его практические и предметные действия. Он может говорить только о том, что делает здесь и сейчас и только то,что видит. Поэтому каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речевую среду очень трудно. Главным условием эффективности такой среды является доброжелательный настрой взрослого на общение с ребёнком.
   Можно подобрать целый ряд игр и упражнений, направленных на развитие речи. В рубрике "Поиграем с мамой" будут приведены некоторые игры, направленные на развитие разных сторон речи детей раннего возраста. Следите за публикациями.Они, конечно очень полезны, однако речь малыша развивается не столько в играх и занятиях, сколько в реальной практике общения с близкими людьми. Поэтому взрослый должен разговаривать с ребёнком в течении всего времени, что находится рядом с ним. Обсуждать то, что видит, что делает или собирается сделать.
   Для успешного развития речи необходимо одновременное стечение двух условий:
  • потребности в общении со взрослым
  • потребности в предмете, который нужно назвать. 
   Первоначально таких потребностей у ребёнка нет, их нужно формировать. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появится не могут.
   Обобщим наши советы:

  • Следите за своей речью. Не называйте предметы упрощёнными словами: собака - это собака, а не ава, машина - это машина, а не бибика и т.д.
  • Говоря с ребёнком, смотрите ему в глаза, чётко и достаточно медленно произносите звуки, чтобы ребёнок успевал усвоить артикуляцию и осознавал обращённые ему слова, уловить эмоциональный фон сказанного, а так же мог видеть дополнительные невербальные средства общения: жесты, мимику, интонацию.
  • Создавая речевую ситуацию (формируя потребность в общении), не спешите упрощать задачу и говорить за ребёнка. Ему необходимо время, чтобы перевести образ предмета(слово) в представления о конкретном предмете и связать их вместе. Это для ребёнка сложный трудоёмкий процесс, и его надо освоить. 
  • В общении с ребёнком используйте больше иллюстрированных изданий. Не все предметы можно показать реально, есть такие, представления о которых формируется, опираясь на картинку.
  • Любите своего малыша и проявляйте свою любовь каждую секунду своего общения с малышом. Не ждите быстрый результат, хвалите ребёнка даже за крохотные успехи и подбадривайте в случае неудач. 
Успехов вам!

2 комментария:

  1. Читать книги, смотреть картинки -это безусловно хорошо. Но как быть в том случае, когда усадить ребенка невозможно. А если и посадишь, то удержишь внимание не больше одной- двух страниц.! Мультики, компьютер занимают все. А жаль! Домашнее чтение - это уникальнейший способ не только просто общения - единения душ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самое главное, не отчаиваться и не опускать руки! Хорошо, если вы смогли заинтересовать малыша хотя бы на одну - две минуты. Постепенно эти минуты окажутся целым часом, днём, годом ит.д. В раннем возрасте ребёнок не может задерживать внимание на одном действии более 5 минут. Если даже ваш малыш предпочитает мультфильмы, их можно смотреть вместе и комментировать, а потом беседовать с ребёнком о содержании, героях и их поступках. Это тоже способствует формированию активной речи детей.

      Удалить